Моторное масло в дизель: как часто менять, сколько заливать
Продолжаем разбираться в вопросе обслуживания дизельных моторов. О том, как устроена смазочная система дизеля мы писали здесь, а вопросу выбора масла посвятили этот материал.
Сегодня поговорим о регламенте замены масла и некоторых распространенных ошибках.
Как часто необходимо менять масло в дизеле?
Если посмотреть европейские рекомендации по замене моторного масла, там будут в основном цифры в 10 тыс. км для дизеля и 20 тыс. км для бензина в качестве интервала обслуживания. Но ведь и качество топлива там на порядок выше.
В отечественной «солярке» же больше серы и других вредных примесей, которые быстро «старят» масло. Поэтому в сервисах совсем другие рекомендуемые регламенты замены смазки: каждые 10 тыс. км для бензиновых и каждые 7-8 тыс. км для дизельных моторов. Это при эксплуатации в нормальных, не тяжелых условиях.
Если вы ездите с груженым прицепом или на короткие дистанции и часто стоите в пробках, интервал сокращается до 5 тыс. км. пробега.
Кстати, продолжительная работа ДВС на холостом ходу тоже отнсится к тяжелым условиям эксплуатации, так что если ваш автомобиль подолгу стоит с заведенным двигателем, смело прибавляйте к каждым 10 тысячам км пробега 1-3 «условных» тысяч. То есть в этом случае считаются не столько пройденные километры, сколько так называемые «моточасы».
Эти цифры - не «развод» автовладельцев на частое посещение СТО.
Застаревшее масло накапливает в себе пыль, грязь и металлическую стружку, а присадки в составе масла распадаются. В результате масло есть, оно работает и внешне может выглядеть вполне еще пригодным - но оно не справляется со своими функциями.
Моющая способность падает, а в критических случаях масляные каналы забиваются вязким (загустевшим) маслом - и привет, масляное голодание ДВС и капремонт.
Сколько масла нужно заливать в дизельный мотор?
Объем масла в смазочной системе двигателя разный для всех моторов. Он определяется параметрами двигателя, его конструктивными особенностями, степенью форсировки и т.п.
Причем количество масла, которое нужно заливать в двигатель, может отличаться даже на одинаковых по объему автомобилях не то что разных - одной и той же марки и модели.
Поэтому первое, что вам стоит изучить - руководство по эксплуатации конкретно вашей модели автомобиля. Ищите информацию от производителя, не полагайтесь на обсуждения на форумах и т.п.
Заодно посмотрите обязательно, какие требования у производителя вашего дизеля к моторному маслу: какого класса масла рекомендуются, какой степени вязкости. Неподходящее масло вызовет сбои в работе мотора и приведет к сокращению его ресурса.
Важно учитывать, что если производитель указывает рекомендуемый объем масла как 4 л - это не значит, что при каждой заливке смазки вам нужно будет доливать эти 4 л.
Все дело в том, что полностью слить отработавшее масло невозможно: часть его все равно остается в труднодоступных участках и на поверхности деталей ДВС - в среднем, это объем 500 грамм. Полностью удалить остатки старого масла можно только если разобрать, почистить и помыть двигатель.
Вот и получается, что при указанном в руководстве пользователюю 4 л моторного масла заливать все 4 ни в коем случае нельзя - получится перелив.
Доливать масло нужно постепенно, контролируя его уровень щупом. Навскидку, отнимайте от рекомендуемого производителем количества 500 мл.
Масла достаточно, когда его уровень находится ровно посередине между отметками «min» и «max» на щупе.
Что будет, если перелить масло в дизельный двигатель?
Вообще, если автовладельцы, которые специально доливают моторное масло чуть выше нормы или до максимальной отметки по щупу, аргументируя это высоким расходом смазки мотора «на угар». Так делать не стоит.
Дело в том, что в результате перелива масла дизель будет расходовать больше топлива - ведь лишняя смазка оказывает дополнительное сопротивление поршням при их движении в цилиндрах. Коленвалу тоже становится труднее вращаться, и он передает на колеса меньше крутящего момента. Машина хуже разгоняется, плохо реагирует на нажатие педали «газа» - и вот он, повышенный топливный расход.
Кроме того, работая в режиме высокой температуры, масло расширяется в объеме, давление в системе смазки двигателя растет - и давление на сальники и другие уплотняющие элементы.
Со временем, масло начинает протекать через них, буквально выталкивая сальники, загрязняет моторный отсек, течет через щуп. В итоге, рискует попасть в систему охлаждения, да и просто выливается.
Перелив масла быстро «приканчивает» масляный насос, усиливает образование нагара в цилиндрах. Лишнее масло попадает в выпускную систему, выхлоп заметно чернеет и «тяжелеет» за счет токсичных соединений, а катализатор забивается.
Поэтому обнаружив излишки масла, нужно открутить немного сливную пробку на поддоне картера (автомобиль вывешен на яме или поднят на эстакаде) и слить излишки.
Можно использовать шприц для откачки масла или обычный и трубку от капельницы, чтобы откачать масло непосредственно из маслозаливной горловины.
И можно обратиться на СТО, чтобы специалисты откачали вакуумом излишки смазки.
Топливные насосы, ТНВД для дизельного двигателя вы найдете в каталоге