Моторное масло для дизеля: в чем особенность и как выбрать
Все автовладельцы знают, что масло в двигателе смазывает трущиеся детали. Но не все знают, какие еще задачи выполняет масло и почему так важно правильно выбирать, и вовремя менять его.
Рассмотрим, чем отличается дизельное моторное масло, и какое лучше выбрать - зимнее или летнее, синтетику или "минералку".
Из чего состоит и какие функции выполняет моторное масло
В современных дизельных двигателях моторное масло стало гидравлической жидкостью для всех узлов и механизмов мотора. Оно защищает детали от сухого трения за счет образования масляной пленки, защищает детали от ржавчины и минимизирует ущерб от химикатов, которые выделяются в процессе работы ДВС.
А также обеспечивает защиту от перегрева, остужая детали двигателя, и чистит его изнутри, собирая и удаляя продукты механического износа (металлическую стружку), нагар и сажу, продукты сгорания топлива в цилиндрах.
Моторное масло состоит из базовой основы: минеральное (изготовлено из чистой нефти) или синтетической (сложный процесс преобразования нефти) и комплекта химических присадок. Именно присадки отвечают за стабильность маляной пленки, вязкость и способность масла к очистке деталей.
Чем отличается моторное масло для дизельного и бензинового двигателя?
Основное отличие связано с конструктивными особенностями ДВС:
- дизельный двигатель более теплонагружен, КПД его работы выше, детали испытывают повышенную механическую и температурную нагрузку.
- «тяжелое» дизельное топливо вызывает обильное образование сажи.
- высокая степень сжатия топлива в дизеле приводит к тому, что в картере двигателя скапливается много газов, которые заставляют масло активно окисляться.
Так что масло должно быть стойким к окислению, эффективно вымывать сажу и удерживать ее и хорошо охлаждать ДВС.
Основа моторного масла и для инжектора, и для дизеля одинакова: синтетика или органика. Различаются масла присадками. Так, масло для дизелей содержит особые моющие и связывающие присадки. В результате дизельное масло имеет большое щелочное число и повышенную стойкость к окислению.
Опять же, из-за скопления отложений сажи и окислов серы, моторное масло на дизелях меняется чаще, чем на инжекторах.
Кроме того, в последнее время появились универсальные моторные масла. Они таким образом сбалансированы по присадкам, что заливать их можно и в бензиновые, и в дизельные моторы. Но использовать их можно только если двигатель работает на очень качественной солярке. Не уверены в качестве ДТ? Выбирайте масло для дизельных ДВС.
«Зимнее» и «летнее» моторное масло в дизель - есть ли разница?
Условная сезонность масла имеет значение для тех моторов, что работают при серьезных температурных перепадах, когда летом достаточно жарко, а зимой - мороз.
- «Зимнее» масло менее вязкое, что позволяет ему сохранять текучесть даже при серьезном «минусе» на улице и облегчает холодный пуск ДВС.
- «Летнее» дизельное масло наоборот, отличается густотой: вязкость его повышена, чтобы лучше защищать трущиеся детали, образовывать плотную пленку.
Сейчас в основном используются «всесезонные» моторные масла.
Для дизельного мотора актуальны масла с маркировками 5W (до -25 °С), 10W (до -20 °С), 15W (до -15 °C). Чем больше указанное число, тем более вязким будет масло.
Какое масло лучше выбрать - синтетику, полусинтетику, минералку?
Лучше всего подбирать масло для дизеля исходя из рекомендаций производителя мотора, а покупать - у официального дилера или в официальных точках продажи. Также рекомендуется использовать масло одного бренда, чтобы при следующей замене старое масло не смешивалось с новым и не надо было промывать двигатель.
Наиболее часто покупают универсальные синтетические и полусинтетические масла с индексами 5W40 и 10W40.
Преимущества синтетики - стабильные характеристики работы дизеля, в том числе, беспроблемный холодный пуск, а также хороший срок службы самого масла.
Но в условиях отечественного топлива, масло в дизеле все равно нужно менять каждые 7-8 тыс. км, а этот срок без проблем отслужит и полусинтетика, и масло на минеральной основе - а стоят они дешевле синтетики. Единственный аргумент в таком случае «за» синтетику - она эффективнее сохраняет детали двигателя от износа, чем «минералка». Но регламент замены не зависит от типа масла!
Поэтому если вы планируете экономить на обслуживании мотора, можете выбирать минеральное масло - но оно должно соответствовать допускам и рекомендациям производителя мотора, подходить по классу качества и вязкости.
Важно менять фильтр каждую замену масла и не экономить на его качестве.
А вот выбрать более дорогую синтетику, чтобы удлинить регламент замены масла за счет «хорошего качества масла», плохая стратегия. Специалисты рекомендуют поступать ровно наоборот, сокращая рекомендуемый производителем интервал обслуживания мотора с 15 до 7 тыс. км, чтобы ДВС не попросился на капремонт раньше времени.
- О том, как устроена смазочная система дизеля, мы писали здесь
- Масляное голодание дизельного ДВС и его последствия - читать здесь.
Плунжерные пары для дизельного двигателя вы найдете в нашем каталоге
Метки: Топливная аппаратура, Моторное масло