Завоздушивание топливной системы дизеля
ТНВД и форсунки системы Common Rail при своей работе смазываются исключительно топливом. Поэтому даже незначительное попадание воздуха в систему подачи топлива грозит серьезными проблемами.
Воздушная пробка означает, что плунжер ТНВД начнет работать «на сухую». Чтобы достичь необходимого давления в рампе (до 2500 бар), насос работает под высоким напряжением. В отсутствии необходимой смазки это вызывает его механические повреждения и преждевременный износ узла в целом.
Вначале появляются микроскопические задиры плунжера, а образующаяся мелкая металлическая пудра и стружка проникает через ТНВД, рампу и форсунки, повреждая их. Даже замена деталей, а первыми обычно выходят из строя форсунки, не решает проблему - ведь причина не устраняется.
Опытные водители определяют проблему завоздушивания топливной магистрали по таким признакам:
- двигатель плохо («лениво») заводится
- плавают обороты
- возникают провалы в мощности
- мотор глохнет при разгоне и под нагрузкой
Как видим, у завоздушивания топливной системы есть четкий признак: проблема выявляется не сразу после пуска мотора, а спустя пару секунд. Это происходит потому, что из-за воздушной пробки топливо недостаточно активно поступает в двигатель. Но минимальный его запас внутри насоса позволяет завести мотор. А когда остатки ДТ сгорают, на двигателе начинают плавать обороты и он даже может заглохнуть.
Причины такой беды, как правило, связаны с двумя основными факторами - возраст автомобиля и качество его обслуживания.
Испорченные / изношенные хомуты и топливные шланги, коррозия на топливных трубках, расслоения в подкачивающем насосе, плохой или неправильно установленный топливный фильтр - все эти места нарушения герметичности топливной системы, через которые может попасть воздух.
Чтобы не допускать попадания воздуха в топливную магистраль, автопроизводители предусматривают ряд конструктивных решений. Так, для того, чтобы поддерживать стабильное высокое давление в магистрали и обеспечить эффективный забор топлива из бака, производители топливных систем Common Rail устанавливают подкачивающий электрический насос то в сам блок с ТНВД, то в топливный бак, по аналогии с погружными бензонасосами.
Другое условие нормальной смазки элементов топливной системы - регулярная проверка герметичности топливной магистрали от бака до ТНВД, включая соединения патрубков с фильтрами.
Что может сделать водитель, чтобы не допустить опасности завоздушивания?
- следить за топливной системой, диагностировать ее на СТО
- регулярно менять расходники и фильтры
- выбирать хорошие фильтры
- заправлять автомобиль на проверенных заправках
- своевременно менять изношенные патрубки и хомуты
- обслуживать (промывать по мере необходимости форсунки)
- в случае неустойчивой работы двигателя - обращаться на диагностику, не затягивая с решением проблемы.
Отдельно стоит выделить рекомендацию держать топливный бак полным, не допускать езды «на лампочке».
Во-первых, такая привычка вызовет попадание воздуха в топливную магистраль - и тогда придется прокачивать всю систему подачи топлива в дизеле.
Во-вторых, на дне топливного бака со временем накапливается грязь, песок, взвеси и прочие примеси, которые при езде «на лампочке» запросто попадают в топливную систему. Узнать о том, что система страдает от мусора, владелец может по повышенному «жору» топлива и вялой динамике разгона.
- О том, какие звуки двигателя должны насторожить водителя, читайте здесь.
- Как не допустить "закипания" дизеля в жару, мы рассказывали здесь.
Если вы в поиске качественных запчастей для своего дизельного двигателя, проверьте наш каталог