Топливные дизельные форсунки. Как увеличить их ресурс
Форсунки - важный и дорогостоящий элемент дизельной топливной аппаратуры. От их правильной работы зависит стабильная работа мотора. Когда топливные форсунки выходят из строя, это обходится владельцу в крупную сумму на ремонт и восстановление (чаще - замену) деталей.
Почему форсунки выходят из строя
Форсунки - механические распылители топлива, которые устанавливаются по штуке на цилиндр двигателя и подают топливную смесь в камеру сгорания перед основным впрыском.
В современных двигателях применяются форсунки разных типов:
- электромагнитные
- электрогидравлические
- пьезоэлектрические
Также встречается вариант, когда топливную смесь, которая подается в камеру сгорания, готовит насос-форсунка - механизм впрыска системы Common Rail, в котором в одном узле объединены и форсунка, и насос.
Большинство неисправностей топливных дизельных форсунок связаны с тем, что со временем сопла форсунок, через которые распыляется топливо в камеру, забиваются мусором - осадком из плохого топлива, металлической пылью и стружкой и др. В результате пропускная способность элемента падает, форсунка хуже распыляет топливо по цилиндру.
Другая причина, по которой форсунки выходят из строя, связана с некорректной работой управляющие электроники. В результате на форсунку перестает поступать питающее напряжение, и она, даже будучи внешне исправной, перестает работать.
Признаки неисправности форсунок
Существует ряд нарушений в работе двигателя, которые скажут владельцу, что проблема, вероятно, кроется в форсунках, их пора диагностировать и, вероятно, менять:
- мотор плохо запускается даже в теплую погоду, требует поддержки стартером;
- на низких оборотах двигатель работает неустойчиво, «троит», может заглохнуть;
- автомобиль заметно потерял в мощности, разгоняется неохотно;
- при резком нажатии на педаль газа ощущается провал в мощности, как будто машина еще и буксирует другой автомобиль;
- двигатель «коптит», из выхлопной трубы валит черный дым;
- без причины вырос расход топлива - в среднем на 1-3 литра;
- в холодное время года симптомы усиливаются.
Эти признаки, тем более их совокупность - повод как можно быстрее провести диагностику топливной системы дизеля.
- В легких случаях проблема может решаться заменой распылителя форсунки.
- В других ситуациях необходимо будет приобретать новые форсунки, причем менять их рекомендуется комплектом.
В любом случае, на качестве и бренде (производителе) форсунок не стоит экономить - работа двигателя с неисправными форсунками приведет к разрушению дорогостоящих узлов топливной системы дизеля и сократит ресурс самого мотора.
- Как и любая деталь в автомобиле, топливные форсунки имеют свой ресурс. В среднем, в зависимости от вида и производителя, а также от условий эксплуатации, форсунка живет 170 тыс. км.
- Форсунки нуждаются в качественном уходе: очистке и промывке.
Как еще можно продлить жизнь дорогостоящим элементам топливной системы? Давайте посмотрим.
Как увеличить ресурс форсунок
выбирать лучшее топливо из доступных
Современные форсунки, особенно с нежной конструкцией (пьезоэлектрические, например) - не выносят плохого топлива. Одна заправка «соляркой из-под трактора» может стать приговором для форсунок современного дизеля.
Так или иначе при выработке определенного количества моточасов топливная система дизеля изнашивается, загрязняется твердыми частицами топлива, и эта проблема типична для всех машин с не европейской «пропиской». Так стоит ли усугублять проблему?
Выбирайте только проверенные заправки и топливо, в качестве которого вы не сомневаетесь.
не допускать езды с пустым баком
Когда в автомобиле почти нет топлива, весь мусор со дна бензобака захватывается насосом вместе с остатками дизтоплива и попадает в магистраль, забивая элементы топливной системы, включая форсунки.
Другая проблема пустого топливного бака - вместе с остатками ДТ насос может «хлебнуть» воды, которая в виде конденсата оседает на стенках бака зимой (чем меньше топлива, тем больше конденсата), или воздуха, что приведет к завоздушиванию топливной системы.
В результате детали не получат смазки и от трения образуют металлическую пыль и стружку, которая пройдет по всей системе подачи топлива и забьет форсунки, и повредит элементы топливного насоса высокого давления (ТНВД).
своевременно менять фильтры
Топливный фильтр владельцам дизельных автомобилей рекомендуется менять ежегодно перед холодами, чтобы избежать проблем с запуском двигателя зимой. Соблюдение регламента замены масла (срок, сокращенный в полтора-два раза от рекомендованного производителем) и воздушного фильтра тоже косвенно, но определяет вероятность засорения форсунок.
Даже мелкие частицы грязи и пыли, забивая сопла распылителя и оставляя на нем микроцарапины, снижают ресурс форсунки.
установить дополнительный фильтр-сепаратор
Не предусмотренный производителем фильтр тонкой очистки топлива задержит микрочастицы, которые могут просочиться через штатный топливный фильтр. Тем самым предотвратит преждевременное повреждение распылителя форсунки.
Устанавливают его в топливную магистраль таким образом, чтобы топливо из бака проходило через штатный фильтр, а затем и через добавленный сепаратор.
чистить форсунки, менять распылители
Обе обозначенные меры относятся к профилактическим, поскольку от серьезных проблем с форсунками не избавит ни чистка, ни замена распылителя - деталь придется менять целиком.
Чистка форсунок на стенде - процедура, которую предлагают некоторые автосервисы в городе. Желательный интервал такой процедуры - 100 тыс. км пробега, а стоимость не настолько высокая, чтобы пренебрегать подобной мерой профилактики.
На отдельных моделях форсунок возможно провести замену распылителей, что продлит срок жизни детали. Замена распылителя поможет в том случае, если форсунка еще не выработала свой ресурс, просто со временем стала хуже распылять топливо. При значительном износе деталь придется менять целиком. Причем попытки восстановления отработавшей своей форсунки обойдутся дороже, чем замена ее на новую - учтите этот факт.
установить подогреватель на топливный фильтр
В некоторых автомобилях по умолчанию на топливный фильтр установлен бандаж подогревания. Он помогает прогреть топливо зимой, чтобы хлопья парафина, которые образуются в замерзающем ДТ, не повредили распылитель форсунки. Если в вашем авто нет такого бандажа, можно установить его в автосервисе или самостоятельно.
Альтернативный вариант - перед запуском двигателя в холода прогревать топливный бак и фильтр с помощью предпускового подогревателя или строительного (бытовой тоже подойдет) фена. Так вы минимизируете повреждение форсунок из-за частиц парафина в топливной системе.
Чего делать не стоит
В литературе можно встретить рекомендацию использовать для продления ресурса форсунок специальные «очищающие топливную систему» присадки для топлива. Такую «промывку» нужно заливать каждые 5 тыс. км проблега.
Но специалисты, которые плотно работают с топливными системами, не рекомендуют использование присадок в современных дизельных двигателях в принципе.
Чрезмерно агрессивная химия способна быстро вывести дорогостоящие и сложно устроенные элементы топливной системы из строя. А попытавшись применять подобные «очистители» на старом автомобиле или при большом пробеге, владелец рискует вообще вывести топливную систему из строя: химия может снять настолько крупные отложения в магистралях, что они просто намертво забьют систему.
Итого
Чтобы продлить ресурс топливных дизельных форсунок, выбирайте качественное топливо, не допускайте езды «на лампочке» и регулярно обслуживайте автомобиль. Также можно установить дополнительный фильтр тонкой очистки в топливную систему и подогреватель на топливный фильтр. Не стоит применять «очищающие» присадки, лучше раз в 100 тыс. км почистить форсунки на стенде и заменить распылитель, если пропускная способность снизилась.
В случае выхода из строя форсунки менять ее следует строго по коду ОЕМ на оригинальную деталь от производителя.
Выбирайте продавца тщательно и помните, что покупка и замена новой форсунки обойдется по стоимости так же, как восстановление старой - а ресурс будет в разы больше.
О том, как решить проблемы с запуском дизеля «на холодную», узнаете здесь.
Топливные дизельные форсунки найдете в нашем каталоге
Метки: Топливная аппаратура, Неисправности топливной системы, Топливо, Форсунки, ТНВД, Топливный фильтр, Присадки