История создания дизельного двигателя. Часть третья. Русский дизель

Берлин, 14 февраля 1898 года. «Паласт-отель» принимает именитых гостей, среди прочих – Эммануил Нобель. Племянник изобретателя динамита и титан нафтенового дела в России. Нобель волнуется, его рука дрожит, подписывая документы – шутка ли, заключение «сделки века», как потом назовет этот день пресса. Нобель заключает контракт с самим Рудольфом Дизелем. Нобель хочет привезти идею дизельного двигателя в Россию – и воплотить ее в жизнь.

Emmanuel Nobel by Serov

К концу XIX века хоть и существовали различные поршневые двигатели, топливо которых сгорало в цилиндрах, по сути они не были достойными конкурентами морально устаревшим паровым машинам. КПД таких двигателей не превышал 15%. А вот идеи насчет модификации самого устройства – достижение процесса самовоспламенения воздуха от сильного сжатия – было описано еще в 1824 году французом Сади Кирно. Осмелился реализовать задумку «цикла Карно» ни кто иной как Рудольф Дизель, талантливый честолюбивый инженер из Германии. Спустя множество неудачных попыток, после десятилетий научного поиска, Дизель добивается-таки успеха, получает патент на свое изобретение и гордо несет его в мир, продавая концепт конструкции революционного изобретения богатейшим предпринимателям планеты.

И в 1898 году одним из тех самых богатейших людей планеты, которым было очень интересно изобретение Дизеля, стал как раз Эммануил Нобель. Который, не торгуясь, выложил на право применения изобретения Дизеля 500 тысяч рублей золотом. Шутка ли – КПД двигателя, работающего от сжатого воздуха, превышал КПД поршневых моторов почти вдвое! Владелец нефтяной империи в России просто-таки мечтал о моторе, работающем от сырой нефти. Эммануил был уверен: русские инженеры способны, опираясь на конструкт Дизеля, изготовить такой двигатель, совершив тем самым грандиозный экономический рывок.

Дизель и Нобель ударили по рукам; в этом же, 1898 году, первый русский дизельный двигатель увидел мир. Один цилиндр, вращение в 200 об/мин, мощность до 15 кВт – таковы были его рабочие характеристики. И все это – на сырой нефти. Разумеется, такая конструкция предусматривала серьезные изменения основных механизмов и применение новых высококачественных материалов.

nobel pismo

Сразу после выпуска первого отечественного мотора, его сравнили с первым дизельным двигателем с завода Аугсбурга. Эксперты с мировым имененем однозначно постановили: российская разработка завода «Людвиг Нобель» имеет КПД и мощность выше, а топлива расходует куда скромнее своего немецкого кузена.

После таких восторгов оставалось только приступить к серийному выпуску. И он начался - уже в 1900 году с конвейера сошли первых 7 моторов. Дальше с каждым годом число выпускаемых моторов росло, достигнув к 1904 году 50 штук в год. Всего же к концу 1910 года завод продал 450 машин и перешел на специализацию, реализуя двигатели до 740 кВт мощности стационарных, быстроходных и судовых моторов. Реклама завода предлагала «Патентованные двигатели «Дизеля», работающие сырой нефтью, самые совершенные и экономические».

Вначале российские двигатели использовались как генераторы на предприятиях и электростанциях. Позже талантливый и дальновидный инженер К.П. Боклевский предложил оснащать такими установками суда, чтобы те могли «пойти из любого порта нашей страны во Владивосток, не заходя в иностранные гавани за топливом».

Сказано – сделано, и уже в 1904 году баржа «Вандал», собранная в России и оснащенная тремя дизельными моторами мощностью около 90 кВт каждый, рассекала воды Волги «двигателем совершенно нового образца, невиданного еще нигде», как писала пресса.

Stamps of Azerbaijan Vandal

Вторая «ласточка» в сфере судоходства – нефтеналивная баржа «Сармат» с установленными на нее двумя 4-цилиндрамовыми двигателями, использование которых показало большую экономичность, чем у пароходов.

В 1908 году на Коломенском заводе строят первый российский морской теплоход, работающий на двух дизельных двигателях по 340 кВт каждый. А спустя 8 лет, в Николаеве строят танкер «Степан Лиазонов». 12-тонное судно ходило по Черному морю, щеголяя двумя двухтактными моторами с шестью цилиндрами мощностью в 850 кВт.

Что касается недостатков первых дизельных двигателей для судов в России, то к ним относилось в первую очередь отсутствие возможности изменения направления вращения - реверс. Первый реверсивный маломощный дизельный мотор построен был по Франции фирмой «Дикофф», а достаточной мощности – фирмой «Зульцер» в Швейцарии.

zavod Ludvig Nobel

Но и в России разработки реверсивного дизеля велись с 1904 года. Всего же до 1911 года завод «Людвиг Нобель» выпустил двигатели для четырех десятков теплоходов. В 1920-м предприятие переименовали в «Русский Дизель».

Так создавался двигатель, перевернувший мир судостроения – и было это на заре ХХ века, в России.

О первых дизельных двигателях в США и Европе читайте здесь.

 Если вы в поиске качественных запчастей для своего дизельного двигателя, проверьте наш каталог.

Перейти в каталог

Метки: Дизель, История дизеля