7 причин, почему современные двигатели хуже старых
По идее, технологический процесс должен привести к «неубиваемости» дизельных и бензиновых ДВС. Но скорее их окончательно вытеснят электромоторы, чем срок службы современных двигателей хотя бы сравняется с предыдущими поколениями. И вот почему.
1. Усложнение конструкции
Судя по всему, основной фактор сокращения срока службы современных двигателей —их «навороченность». То есть серьезные конструктивные доработки, в результате которых каждое новое поколение моторов становится сложнее. Так, турбины, компрессоры, прямой впрыск топлива, множество клапанов, изменяемые фазы ГРМ – лишь вершина айсберга в изменениях конструкции ДВС, которые прочно вошли в автопроизводство.
Забавно, но большинство новых технических решений автопроизводители позаимствовали у авиации еще в 30-50х годах ХХ века. Но только внедрение управляющей электроники в 90-х гг. сделало возможным массовое применение таких нововведений в серийных автомобилях. Это совпало с появлением постоянно ужесточающихся эко-норм по выбросу выхлопных газов. В результате – появляются многоклапанные конструкции двигателей, с каталитическими нейтрализаторами, с измененной системой газораспредительного механизма, и с множеством датчиков и электронных систем управления.
Но на тот период все технологии компенсировался совершенствованием материалов и повышением качества деталей. Двигатели обрастали техническими новинками, но и становились прочнее тоже.
Настоящим прорывом стала система изменения фаз ГРМ. Меняя время и интервал открытия впускных и выпускных клапанов в зависимости от диапазона оборотов двигателя, можно было с прежним расходом топлива «выжимать» из него максимальную мощность и очень приличный крутящий момент, даже на малых оборотах. Автопроизводители ликовали, а вот для владельцев все было не так безоблачно: на практике изменение фаз механизма газораспределения означало, что в конструкции добавилось множество деталей, которые нужно регулярно обслуживать и менять.
Затем настал час турбонаддува. Он снижал паспортный расход топлива, что особенно важно в Европе, а главное – придавал моторам «вдохновения» и динамики. Но обслуживание и ремонт турбин опять же, легли на плечи владельцев. Чинить ДВС с турбиной тоже выходит дороже, а сама же она редко ходит больше 150-200 тыс. км без серьезных вмешательств.
Бездроссельный впрыск топлива и другие элементы конструкции, которые раньше ставились только на гоночные версии моторов, а теперь применяются повсеместно, тоже внесли свой вклад в сокращение ресурса ДВС. Чем проще – тем надежнее. А вот технические изыски требуют идеальных условий работы, так как работают с предельной точностью, и регулярного обслуживания, и в целом не способствуют «долгожительству» современных моторов.
2. Уменьшение трения
Вследствие технического прогресса и стремления выжать максимум КПД из двигателя, конструкторы снижали потери мощности на трении. На практике это означает уменьшение размера деталей двигателя – подшипников, шеек коленвалов, пальцев поршней, звеньев цепей, шестеренок и т.п. Предполагалось, что такой «минимализм» компенсируется за счет новых металлических сплавов, но не все они оказались действительно надежными.
Кроме того, для экономии мощности, которая уходит на смазку двигателя, стали повсеместно применять более текучие, т.е. жидкие, масла. Следовательно, масляная защитная пленка на деталях потеряла в стойкости. В результате что? Правильно, быстрый износ деталей и сокращение службы ДВС в целом.
3. Повышение рабочей температуры
Ужесточение эко-норм по выбросам в атмосферу приводит конструкторов к решениям о том, как снижать вредные примеси в выхлопных газах. Так вот же: нужно поднимать рабочую температуру двигателей в зоне малых оборотов, чтобы топливная смесь сгорала полностью. А еще можно установить управляемый ЭБУ термостат, и он сам будет поддерживать эффективную (в плане чистого выхлопа) температуру работы ДВС. А в результате имеем трудности с охлаждением, износ резиновых и пластиковых элементов, сокращение срока службы мотора.
4. Облегчение массы ДВС
Почему же так были долговечны моторы прошлых десятилетий? Потому что в них заранее рассчитывался запас прочности всех деталей. На случай, если в работе двигателя произойдет какой-либо сбой, чтобы избежать тотального повреждения ДВС. Сейчас, благодаря электронным системам управления, впрыску и сложной системе датчиков, сбои в работе моторов очень редки, необходимость в запасе прочности деталей отпала. Вместе с тем сама конструкция ДВС стала облегчаться, в том числе ЦПГ.
Но электроника тоже иногда дает сбои, и тут отсутствие запаса прочности деталей приводит к тому, что значительные повреждения просто накапливаются со временем, становясь критическими.
5. Быстрый ввод в эксплуатацию
Автопроизводители торопятся быть первыми и ввести поскорее новые технологии в свои модели. Поэтому время на тестирование узлов и агрегатов, в том числе – ДВС, существенно сокращается. Сегодня практически все испытания моторы проводят в лаборатории, под «близкой к реальной» нагрузке. Платой за скорость становится гарантийная замена деталей ДВС, например.
6. Сложная диагностика
Диагностика работы двигателя сегодня производится с помощью считывания показаний встроенных датчиков. Это, конечно, помогает разобраться в проблеме более детально, но не всегда точно выявляет неисправность. Устройство подкапотного пространства современного автомобиля уплотнено и усложнено – руку не всунешь. Сложность доступа к мотору усложнила и увеличила стоимость ремонта.
Производители понемногу увеличивают регламент замены моторного масла, это тоже ведет к износу деталей ДВС.
7. Условия эксплуатации
Устройство современных моторов сводится к тому, чтобы на всех диапазонах оборотов коленвала выжимать максимум мощности. Этому способствуют настройки АКПП. Логично, что постоянно нагруженный двигатель изнашивается сильнее. А если прибавим к этому «лишнюю» нагрузку дополнительного оборудования – кондиционера, печки, магнитолы, гидроусилителя руля, электропакета и пр., получим постоянную перегрузку ДВС. Значит, и сокращение срока службы.
Итого
Новые технологии – хорошо для автопроизводителей и плохо для автовладельцев. Даже самые надежные автокомпании предлагают гарантийное обслуживание моторов, примерно рассчитанное на срок службы деталей. Поэтому не редкость истории из серии «закончилась гарантия – посыпался мотор». Поэтому особенно внимательно стоит подходить к выбору б/у автомобилей без детальной диагностики и после окончания гарантийного срока. Тем более, если о конкретном моторе идет «дурная слава» в народе.
- Все о том, как продлить ресурс дизельного ДВС, узнайте здесь.
- Почему дизельные двигатели мощне бензиновых, мы рассказывали здесь.
Если вы в поиске качественных запчастей для своего дизельного двигателя, проверьте наш каталог